МЕНЮ САЙТА
 

История витражей

Древность

Остатки наиболее древних витражей археологи нашли в Африке — им около 5,5 тысячи лет. Древнейшим же европейским витражам, раскопанным в Риме, больше 2 тысяч лет. Древние египтяне уже использовали кусочки цветного стекла, но итальянцы закрывали окна сначала пластинками алебастра и селенита. В этих пластинках на просвет был виден изысканный рисунок прожилок. Уже тогда полупрозрачные окна, смягчая жар средиземноморского солнца, дарили интерьеру цветной полумрак. В VI в. цветное стекло считали сплавом драгоценных камней. Окна построенного в это время храма Святой Софии в Константинополе были уже по-настоящему витражными. В начале средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские и евангельские сюжеты. Стекло использовалось только красное, синее и бесцветное. Его фигурные кусочки, вырезанные по лекалам согласно изначальному эскизу, закреплялись между полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического паечного витража.

Лучшими в мире считаются французские витражи эпохи готики. Своим рождением они обязаны новой конструкции храмов, благодаря которой в стенах появились огромные многометровые окна. Изюминка конструкции — стрельчатая готическая арка. Если своды из прежних полуциркульных романских арок держались на массивных стенах с маленькими окошками, то стрельчатые арки опираются уже на новоизобретенный каркас — мощные контрфорсы и аркбутаны. Эти элементы выходят за пределы стен и похожи на изогнутые ноги гигантского насекомого. Стены же перестали нести конструктивную нагрузку, утончились, а потом и вовсе сделались стеклянными. Так и появились колоссальные окна просторных и очень высоких готических соборов (например, в Шартре и в соборе Парижской Богоматери, в соборах Реймса, Амьена, Бурже). Сначала окна лишь освещали интерьер, а потом, с появлением в них витражей на сложные религиозные, политические, аллегорические сюжеты, стали украшать помещения, а также служить просвещению и воспитанию прихожан. Французам полюбились и огромные круглые окна — разноцветные "розы", и высокие стрельчатые "ланцеты". Стекло научились более разнообразно окрашивать, в том числе — с помощью серебра — в желтый цвет.

Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло. Если вы очаровались гипнотической красотой витражей и вознамерились заказать их для своего дома, советуем узнать хотя бы некоторые подробности их изготовления. Эти сведения помогут вам почувствовать специфику творческого труда витражиста и к тому же узнать составляющие ценообразования. А взаимопонимание между заказчиком и художником приблизит конечный успех всего предприятия.

Современные художники-витражисты, отечественные и зарубежные, создают произведения высокого художественного уровня во всех возможных техниках обработки стекла. Рынок витражей достаточно широк. Только в Москве можно найти более двадцати, в Санкт-Петербурге — около пятнадцати мастерских и фирм, предлагающих эту продукцию. Однако нужно учесть, что многие мастера, умело работающие в техниках витража, но при этом не являющиеся профессиональными художниками, создают лишь ремесленные изделия. В этом случае тот факт, что витраж должен состояться как произведение искусства, явно недооценивается. При сравнении высоких образцов витражного искусства (отечественных и иностранных, исторических и современных) с множеством вновь создаваемых "опусов" бросается в глаза художественное несовершенство последних. Как правило, обнаруживаются непрофессионально сделанный рисунок, примитивность цветового строя, плохая композиция, непродуманность связи изделия с интерьером, для которого оно предназначено. Все это объясняется отсутствием у мастера художественного образования, интуиции и таланта. Труд, технические навыки и немалые деньги, затраченные на создание такого, с позволения сказать, витража (при всем технически грамотном его исполнении) оказываются истраченными не просто зря, но и во вред красоте.

И напротив, витраж, выполненный на высоком художественном уровне, не стыдно передать правнукам. Бесценные витражи прошлого, дошедшие до наших дней, остаются не только предметом любования и восхищения, но и школой для современных талантов. Причем секреты, накопленные тем или иным мастером за всю творческую жизнь, вместе с теми, что он узнал от своего учителя, передаются лишь избранным ученикам, преемникам, детям. Заказывая витраж, обсуждая с художником его подробности, помните, что между эскизом, картоном и конечным результатом всегда есть существенное зрительное различие. Даже самый подробный и точный цветной эскиз лишь в самых общих чертах обозначает замысел произведения — сюжет, композицию, стилистику, масштабность, общий колорит, линейный рисунок контуров. Но передать итоговый эффект эскиз не может и не должен. Лишь автор-профессионал в силах предугадать впечатление, которое произведет завершенный витраж, смонтированный на предназначаемом для него месте. Поэтому правильнее всего будет, поняв общую идею произведения, в дальнейшем довериться видению, интуиции, таланту и опыту художника-витражиста.