История витражей
Древность
Остатки наиболее древних витражей археологи нашли в Африке — им около 5,5 тысячи лет.
Древнейшим же европейским витражам, раскопанным в Риме, больше 2 тысяч лет. Древние египтяне
уже использовали кусочки цветного стекла, но итальянцы закрывали окна сначала пластинками
алебастра и селенита. В этих пластинках на просвет был виден изысканный рисунок прожилок. Уже
тогда полупрозрачные окна, смягчая жар средиземноморского солнца, дарили интерьеру цветной
полумрак. В VI в. цветное стекло считали сплавом драгоценных камней. Окна построенного в это
время храма Святой Софии в Константинополе были уже по-настоящему витражными. В начале
средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на
библейские и евангельские сюжеты. Стекло использовалось только красное, синее и бесцветное. Его
фигурные кусочки, вырезанные по лекалам согласно изначальному эскизу, закреплялись между
полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого
цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического
паечного витража.
Лучшими в мире считаются французские витражи эпохи готики. Своим рождением они обязаны новой
конструкции храмов, благодаря которой в стенах появились огромные многометровые окна.
Изюминка конструкции — стрельчатая готическая арка. Если своды из прежних полуциркульных
романских арок держались на массивных стенах с маленькими окошками, то стрельчатые арки
опираются уже на новоизобретенный каркас — мощные контрфорсы и аркбутаны. Эти элементы
выходят за пределы стен и похожи на изогнутые ноги гигантского насекомого. Стены же перестали
нести конструктивную нагрузку, утончились, а потом и вовсе сделались стеклянными. Так и появились
колоссальные окна просторных и очень высоких готических соборов (например, в Шартре и в соборе
Парижской Богоматери, в соборах Реймса, Амьена, Бурже). Сначала окна лишь освещали интерьер, а
потом, с появлением в них витражей на сложные религиозные, политические, аллегорические
сюжеты, стали украшать помещения, а также служить просвещению и воспитанию прихожан.
Французам полюбились и огромные круглые окна — разноцветные "розы", и высокие стрельчатые
"ланцеты". Стекло научились более разнообразно окрашивать, в том числе — с помощью серебра — в
желтый цвет.
Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло. Если вы
очаровались гипнотической красотой витражей и вознамерились заказать их для своего дома,
советуем узнать хотя бы некоторые подробности их изготовления. Эти сведения помогут вам
почувствовать специфику творческого труда витражиста и к тому же узнать составляющие
ценообразования. А взаимопонимание между заказчиком и художником приблизит конечный успех
всего предприятия.
Современные художники-витражисты, отечественные и зарубежные, создают произведения высокого
художественного уровня во всех возможных техниках обработки стекла. Рынок витражей достаточно
широк. Только в Москве можно найти более двадцати, в Санкт-Петербурге — около пятнадцати
мастерских и фирм, предлагающих эту продукцию. Однако нужно учесть, что многие мастера, умело
работающие в техниках витража, но при этом не являющиеся профессиональными художниками,
создают лишь ремесленные изделия. В этом случае тот факт, что витраж должен состояться как
произведение искусства, явно недооценивается. При сравнении высоких образцов витражного
искусства (отечественных и иностранных, исторических и современных) с множеством вновь
создаваемых "опусов" бросается в глаза художественное несовершенство последних. Как правило,
обнаруживаются непрофессионально сделанный рисунок, примитивность цветового строя, плохая
композиция, непродуманность связи изделия с интерьером, для которого оно предназначено. Все это
объясняется отсутствием у мастера художественного образования, интуиции и таланта. Труд,
технические навыки и немалые деньги, затраченные на создание такого, с позволения сказать,
витража (при всем технически грамотном его исполнении) оказываются истраченными не просто зря,
но и во вред красоте.
И напротив, витраж, выполненный на высоком художественном уровне, не стыдно передать
правнукам. Бесценные витражи прошлого, дошедшие до наших дней, остаются не только предметом
любования и восхищения, но и школой для современных талантов. Причем секреты, накопленные
тем или иным мастером за всю творческую жизнь, вместе с теми, что он узнал от своего учителя,
передаются лишь избранным ученикам, преемникам, детям. Заказывая витраж, обсуждая с
художником его подробности, помните, что между эскизом, картоном и конечным результатом всегда
есть существенное зрительное различие. Даже самый подробный и точный цветной эскиз лишь в
самых общих чертах обозначает замысел произведения — сюжет, композицию, стилистику,
масштабность, общий колорит, линейный рисунок контуров. Но передать итоговый эффект эскиз не
может и не должен. Лишь автор-профессионал в силах предугадать впечатление, которое произведет
завершенный витраж, смонтированный на предназначаемом для него месте. Поэтому правильнее
всего будет, поняв общую идею произведения, в дальнейшем довериться видению, интуиции, таланту
и опыту художника-витражиста.
|