МЕНЮ САЙТА
 

Потолочный витраж

Потолок городской квартиры давно перестал быть скучным белым полем, украшенным в центре хрустальным цветком дефицитной чешской люстры. Реалистичная имитация звездного неба, фантастические светильники, сложнейшие гипсокартонные и натяжные конструкции… Дизайнеры интерьеров, вспомнив о незаслуженно забытом поле деятельности, всеми силами стремятся высветить то, что доселе оставалось в тени. И единственное, что ограничивает полет их фантазии, - это высота помещения. Именно от нее нужно "плясать", организуя базовое освещение комнаты.

витраж

Фонарь не обязательно должен занимать львиную долю от площади потолка и становиться ключевым объектом интерьера. "Воздушная" конструкция площадью 1-1,5 м2, выполненная в нейтральных светлых тонах, не забирает на себя слишком много внимания и вполне органично впишется в интерьер гостиной или спальни

Высота потолков в городских квартирах, увы, не всегда позволяет воплотить в жизнь дерзкие фантазии архитекторов. Более того, зачастую у жителей мегаполиса нет возможности использовать люстру даже на коротком подвесе. Оптимальным вариантом в этом случае является (помимо рельсовой или струнной системы) так называемый плафон-светильник куполообразной формы, "сидящий" своим основанием на потолке. Визуально не утяжеляя пространства, он создает ощущение свободы и "воздуха". Свет от ламп рассеивается полупрозрачным стеклом, в результате чего возникает мягкое, практически не дающее теней сияние. Неудивительно, что такие "нелетающие тарелки" пользуются стабильным спросом.

Как уже говорилось, подобные светильники имеют основание — закрепляемый на потолке металлический (реже пластиковый) диск-отражатель, на котором располагаются 1-6 патронов. Конечно, чем больше в плафоне ламп, тем выше поднимается температура внутри, так что на всех этих светильниках указывают ограничения по мощности (например, 5 лампочек по 60 Вт). Вставляют сюда, как правило, лампы накаливания или люминесцентные, реже — галогенные. Выбор источника света во многом зависит от материала потолка. Если это бетон или гипсокартонная плита, лампы могут быть любые. Но вот в случае с деревянным перекрытием или натяжной конструкцией из ПВХ, которые боятся высоких температур, предпочтительнее энергосберегающие источники, поскольку они практически не выделяют тепла.

Способ крепления плафона зависит от материала потолка. Если междуэтажное перекрытие деревянное, достаточно будет ввернуть 3-4 шурупа. Бетон же потребует монтажа на дюбели, а в случае с гипсокартоном не обойтись без анкеров-"бабочек" (они способны выдержать нагрузку до 15 кг).

Трудность, с которой неизбежно столкнется владелец такого светильника, — замена перегоревших лампочек. Снимать большой плафон непросто, велик риск его разбить. Но это еще один аргумент в пользу энергосберегающих ламп: они не только потребляют приблизительно в 5 раз меньше электроэнергии, но и служат значительно дольше (обычная лампа накаливания рассчитана примерно на 1000 часов, а ее экономичный собрат — на 12 000).

Богатство выбора

Львиная доля рынка как светильников вообще, так и потолочных плафонов в частности принадлежит в России итальянским производителям — FABIAN, MURANO DUE, ITRE и многим другим. Выбор моделей просто пугающе велик, так что любой, даже самый взыскательный покупатель наверняка сможет найти для себя образец по вкусу. Ценителям классики подойдут плафоны из цветного матового стекла, украшенные ажурным растительным орнаментом. Фирма LGD делает ставку на декорирование плафонов цветным, а FRANCO предпочитает играть на необычности форм. Уходя от традиционного сегмента сферы, дизайнеры компании предлагают на выбор эллипсы, "сердечки" и "капли" из матового стекла, отделанные белым металлом.

Приверженцам стиля high tech, возможно, придется по вкусу продукция фабрики LUCEPLAN. Серия Lightdisk с корпусами из белого металла пользуется повышенным спросом у молодежи. Смелым дизайнерским решением можно назвать модель Goggle с плафоном из теплостойкого пластика, покрытого голографической пленкой, которая меняет цвет в зависимости от освещения. Такой "хамелеон" придется к месту везде — от гостиной до спальни. В Metropoli от LUCEPLAN, предназначенной как для внутреннего, так и для наружного освещения, оригинально решена проблема замены лампочек. Стеклянный плафон служит своего рода дверцей, "запертой" на шуруп. С помощью крестовой отвертки ее нетрудно открыть и заменить перегоревший элемент. При наружной установке шуруп помогает надежно уплотнить плафон.

COPYRIGHT, в свою очередь, предлагает небольшие и сравнительно недорогие светильники с плафонами синего, желтого и зеленого цвета. Они вполне подойдут для детской. Правда, справедливости ради надо заметить, что здесь производитель приносит функциональность в жертву декоративности — чем более насыщен цвет плафона, тем меньше света он способен пропустить.

Другие европейские производители представлены в этом сегменте рынка менее широко. Можно отметить светильники от немецкой фабрики BANKAMP, которые подойдут покупателю, решившему, единожды раскошелившись, лет на 10-15 забыть о проблеме потолочного освещения. Благодаря строгому, элегантному и ненавязчивому дизайну модели из Германии гармонично впишутся в любой интерьер и еще долго не выйдут из моды. Правда, цены на них несколько выше среднего уровня, но, учитывая вышеизложенное, с этим можно смириться. Незатейливые по дизайну "тарелки" от STEINEL порадуют любителей высоких технологий. Встроенный сенсор реагирует на присутствие в помещении людей. Такой светильник включается и выключается самостоятельно. KOLARS (Австрия) предлагает на выбор массивные плафоны в строгом обрамлении из латуни и меди или их полную противоположность — полупрозрачные "тарелки", декорированные элементами из цветного стекла. Довольно смело заявляют о себе в последнее время азиатские страны — Малайзия, Тайвань и Китай. Конечно, качество продукции KING LONG или MING VANG уступает итальянским аналогам, но демократичная цена изделий делает их желанными гостями во многих российских квартирах.

И, конечно, нельзя забывать об отечественных производителях. Множество плафонов с незатейливым орнаментом (например, в виде "греческого бегунка") можно встретить на бесчисленных строительных рынках. Кроме того, некоторые крупные компании предлагают изделия, собранные из комплектующих, произведенных по их заказу в России, Италии, Малазии и Китае. В частности, компания "ДОМОСВЕТ" способна представить вполне конкурентоспособную продукцию по весьма доступным ценам.

Потолочный фонарь

Счастливые владельцы квартир, в которых высота потолков позволяет пожертвовать 15-20 см, могут смонтировать в гостиной или спальне так называемый потолочный фонарь. Словарь-глоссарий "Термины российского архитектурного наследия" В. И. Плужникова от 1985 г. определяет его как повышенную часть кровли, включающую в себя застекленные проемы для прохода дневного света в помещение, ограниченное лишь внутренними стенами. Но это определение применимо скорее к особнякам, выставочным и торговым центрам. К счастью, существует и еще одна трактовка этого понятия. Когда речь идет о городских квартирах, под потолочным фонарем принято понимать конструкцию из несущей рамы, выполненной из дерева, металла или пластика, с закрепленными в ней стеклянными элементами, которая монтируется в подвесной потолок. При этом сами светильники и электропроводка скрываются в пространстве между базовым и фальшпотолком.

Плафон фонаря может быть сплошным или ажурным и включать в себя разнообразные декоративные элементы, например бронзовые решетки и орнаментальные фризы. Чтобы авторский плафон не забивал собой интерьер, ему потребуется "отклик" — сходный по дизайну декоративный элемент. Это может быть светильник, дверь, межкомнатная перегородка или другой объект, выполненный в той же технике.

К выбору места для потолочного витража следует подойти очень ответственно. Витраж предполагает некоторую монументальность, для его обозрения требуется простор. Очевидно, что большой витражный плафон в малогабаритной городской квартире может смотреться громоздко и неуместно.

Обычно подобные конструкции украшают залы загородных домов и крытых бассейнов. Но небольшое, площадью 1-2 м2, световое панно вполне органично впишется и в интерьер гостиной, спальни или просторной прихожей.

Проектирование. Прежде чем приступать к созданию потолочного фонаря, необходимо продумать его дизайн. Как правило, конструкции подобного рода являются ударным элементом интерьера, так что разработку проекта лучше доверить профессионалу. После того как продуман дизайн и подобраны соответствующие по цвету и фактуре стекла, будущий фонарь изображают в натуральную величину на листе плотной бумаги или картона. Затем, согласно схеме, на потолок наносится разметка, обозначающая точки крепления конструкции и установки источников света (электрокабель под них надо провести до того, как будет установлена рама). Если плафон включает в себя витражные элементы, их собирают, соединяя куски стекла в общее полотно. Если же форма фонаря предполагает наличие криволинейных плоскостей, сборку осуществляют на гипсовом шаблоне, который соответствует внутренней поверхности будущего плафона. Стекла вставляют после закрепления рамы.

Фонарь-плафон. Как говорилось выше, плафон потолочного витража может включать в себя витражные элементы. На этот счет существует несколько технологий. Первая и наиболее простая — установка цветных стекол в деревянную раму. В этом случае каркас нужной формы (как прямо-, так и криволинейной) изготавливается из реек с перевернутым Т-образным профилем. После того как рама закреплена на потолке, в пазы вставляется цветное стекло или его пластиковый заменитель (напомним, что несколько секций нужно сделать съемными, чтобы обеспечить доступ к лампам и электропроводке).

Еще один вариант создания витражного плафона — так называемый классический витраж. В данном случае он собирается на свинцовых профилях двухтаврового сечения (Н-образной формы). В местах соединения их скрепляют свинцовым припоем (в качестве материала для профилей могут быть также использованы латунь, алюминий или нержавеющая сталь). Толщина профиля — 6 и 8 мм, стекла — 4-5 мм. Преимущество этого способа сборки в том, что появляется возможность соединять друг с другом довольно крупные куски стекла. Но надо помнить, что рама, несущая на себе витраж, должна иметь относительно небольшую (50-60 см2) площадь секций, иначе со временем стеклянное полотно провиснет. Кроме того, если в качестве основного крепежного материала выступает свинец, желательно выполнить некоторые внутренние контуры из латуни для повышения прочности. Есть еще один способ обезопасить витраж от прогибания — проложить под ним прозрачное трехмиллиметровое стекло, которое придаст конструкции дополнительную жесткость. Но если площадь отдельного фрагмента невелика (до 1 м2) и риск прогиба минимален, подложку можно не использовать вовсе.

И, наконец, витражные плафоны выполняют в так называемой технике "Тиффани". Суть метода в том, что цветное стекло, вырезанное или отлитое по нужной форме, оборачивается по периметру специальной медной лентой ("фойлом"), потом обвальцовывается и спаивается с другими, образуя ту или иную комбинацию. Эта технология позволяет создавать довольно сложные композиции, которые включают в себя очень мелкие детали, что не всегда возможно в классическом свинцовом витраже. Преимущество данной технологии еще и в том, что она позволяет создавать объемные предметы дизайна интерьера — торшеры, бра, люстры. Но и здесь, как в случае классического свинцового витража, остро стоит проблема возможного провисания. Впрочем, ее решают точно так же — разделяя панно на секции мощной свинцовой рамой или применяя подложку.

Метаморфозы стекла

Теперь несколько слов о том, какие метаморфозы претерпевает стекло до установки в плафон. Существует несколько основных возможностей добавить витражу декоративности.

Фальцовка (огранка) создает эффект преломления света. Стекла, обработанные таким способом, могут походить на вставленные в раму полудрагоценные камни, хрусталь или перламутр. Но для получения широкой фаски, которая смотрится наиболее эффектно, стекло должно быть, как минимум 6-8 мм, что на 2-3 мм толще оконного собрата. Это, правда, приведет к увеличению массы изделия, что может создать дополнительные трудности при его установке.

Фьюзинг (от англ. fusing — плавка, плавление, слияние) означает, что кусочки цветного стекла накладываются друг на друга по типу аппликации и затем спекаются в специальной печи, образуя монолитную композицию с ярко выраженным рельефом. Это довольно сложная и дорогостоящая технология, для создания самостоятельного декора ее используют редко. Обычно такие панели являются элементами классического свинцового витража.

Еще один популярный метод глубокой обработки стекла — так называемая "пескоструйка". Материал подвергается воздействию струи сжатого воздуха и абразива, в результате на поверхности образуются углубления, создающие эффект объемного изображения. Чем толще стекло (минимум — 6 мм, оптимум — 10 мм), тем отчетливее проявляется эффект. Но здесь важны не только эстетические соображения - отдельные требования касаются прочности изделия.

К сожалению, не всегда удается повесить настоящий витражный фонарь (например, из-за недостаточной прочности междуэтажного перекрытия или по причинам финансового характера). Решением может стать имитация на плексигласе или акриловом стекле. Нужный эффект достигается за счет специальных полупрозрачных пленок, которые копируют стекло различных цветов и фактур. Самоклеящаяся лента, напоминающая свинцовый профиль, придает такому панно достоверность.

Да будет свет!

Потолочный фонарь скорее украшает, чем освещает, комнату — процент света, проходящий через цветное стекло, относительно невелик. Но это еще не значит, что организацией грамотной подсветки витража можно пренебречь. Слишком мощный свет убьет его цветность, а недостаточно яркий не передаст эффект прозрачности стекла.

Можно сказать, что все современные лампы в той или иной мере подходят для потолочных фонарей, но у каждого вида есть свои плюсы и минусы. Так, "галогенки" долговечны, экономичны (по сравнению с лампами накаливания — до двух раз) и обладают практически стопроцентной цветопередачей. Но, к сожалению, дают довольно узконаправленный световой пучок — 10, 38 или 60°. Он создает на поверхности стекла световое пятно, что, как правило, выглядит не лучшим образом. По этой же причине крайне редко используются светодиоды. Лампы накаливания применяют гораздо чаще. Но при этом не следует устанавливать их так, чтобы лучи падали перпендикулярно плоскости плафона — прямой свет "пробивает" и обесцвечивает стекло.

По сравнению с лампами накаливания люминесцентные источники света раз в пять экономичнее, служат долго и обладают богатой цветовой гаммой. Всего существует 5 основных видов люминесцентных светильников, самый "теплый" из них (2700 К) соответствует гамме обычной лампы накаливания, самый холодный (6500 К) — дневному свету. Но есть и цветные подвиды — зеленые, красные, синие, а также специализированные источники света, например, розовые, предназначенные для витрин в мясных отделах продовольственных магазинов. Эти лампы также используются в потолочных конструкциях. Нужный цвет подбирается в зависимости от гаммы витражного стекла: теплый — к теплому, холодный — к холодному.

Существует два варианта монтажа люминесцентных ламп. Если стекло имеет матовую фактуру, светильники могут быть установлены прямо под ним в специальном крепеже. Если же материал прозрачен, их лучше расположить по периметру — для создания эффекта рассеянного света. Потолок в этом случае окрашивается в белый цвет или покрывается фольгоизолом — материалом, состоящим из фольги и утеплителя, который служит отражателем, отсекает тепло от ламп и в случае необходимости скрывает под собой проводку.

Для включения люминесцентного светильника требуется блок запуска. До недавнего времени практически повсеместно применялся индуктивный блок с так называемым стартерным запуском (сегодня его запретили во многих странах, но Россия пока в их число не входит). Дело в том, что эти устройства работают на низкой частоте (50 Гц), при которой светильники начинают мигать, а это не лучшим образом сказывается на нервной системе человека. Электронные блоки (мгновенного запуска) с частотой 30-40 тыс. Гц такой проблемы не создают.

Возвращаясь к теме монтажа, отметим, что с точки зрения экономии сил проще всего купить в магазине готовые светильники и установить в потолочную конструкцию такими, какие они есть. Но если исходить из финансовых соображений, разумнее приобрести лампы и блоки запуска по отдельности, а затем самостоятельно создать нужную систему освещения. Такой вариант дешевле (в среднем в 2-2,5 раза), поскольку не для каждой лампы потребуется отдельный корпус — к одному блоку запуска можно подключить как один, так и два источника света.

Пляшем от потолка

Разобравшись с методами создания плафона и принципами освещения, рассмотрим технологию его монтажа. Надо заметить, что существует два способа установки потолочного фонаря. Первый — путем наращивания подвесного потолка по периметру плафона, второй — методом врезки в уже готовую гипсокартонную конструкцию. Но в обоих случаях несущая рама крепится непосредственно к междуэтажному перекрытию. Исключение составляют небольшие (менее 1 м2) потолочные витражи. Поскольку масса стеклянного панно в этом случае относительно невелика, в дополнительном армировании необходимости нет. И если внутренние контуры ниши "подвязаны" стальными перемычками к базовому потолку, раму вполне можно закрепить непосредственно на профилях фальшконструкции.

Фонарь можно разместить и в уже готовой конструкции, например в подвесном потолке ARMSTRONG. Для этого достаточно смонтировать дополнительные светильники, заменить гипсокартонные секции прозрачными, а металлический каркас перекрасить или закрыть деревянными рейками. В качестве материала для плафонов лучше использовать легкий полупрозрачный пластик. Стекло нежелательно, так как рассчитанная на гипсокартон арматура может не выдержать лишней нагрузки.

Еще один вариант — встроить плафон и в натяжную потолочную конструкцию, например BARRISOL. В этом случае в месте расположения фонаря устраивают дополнительную раму и на нее натягивают полотнище потолка. Получается проем, в который и будет вмонтирована осветительная система. При этом надо учитывать, что ПВХ-пленка, используемая в подобных конструкциях, боится высоких температур, а значит, могут возникнуть ограничения по виду, количеству и мощности ламп.

Монтажные работы

Монтаж фонаря начинается с закладки электрокабелей под светильники. Иногда на месте крепления рамы на потолок клеится лист фольгоизола. Закрепив и подключив лампы, можно приступать к установке рамы. Существует несколько способов ее монтажа. Наиболее распространенный — система крючкообразных подвесов, один из которых крепится к обрамлению фонаря, другой — к базовому потолку. Соединяющая их муфта позволяет регулировать высоту установки. Возможен также монтаж на стальных подвесах, промежутки между которыми должны составлять 60-80 см. Но в обоих случаях в потолочной плите по разметке просверливают отверстия, куда затем вставляют металлические анкеры (но не пластиковые дюбели) длиной до 200 мм. Обычно для крепежа используют 6-10 болтов - с учетом массы фонаря в конструкцию должна быть заложена определенная избыточная прочность.

Очевидно, что для организации подсветки необходимо оставить запас пространства. Практика показывает, что оптимальное расстояние от рамы до потолочной плиты — 15-20 см. Выставлять и закреплять раму следует строго горизонтально, выравнивая по строительному уровню. Это, во- первых, важно для последующего монтажа подвесного потолка, во-вторых, уменьшит риск выпадения стекла. После того как рама подвешена к потолку, остается лишь вставить стекла. Помните, что отдельные сегменты витража нужно сделать съемными, это необходимо для технического обслуживания светильников. Кроме того, если внутри установлены мощные электрические или галогенные лампы, потребуются еще и отверстия для вентиляции, иначе возникнет опасность перегрева и короткого замыкания.

витраж

Затраты на монтажные работы составляют 10-30% от стоимости витража. Все зависит от площади панно и сложности его установки. В особо трудных случаях (если витраж располагается над крытым бассейном или беседкой) этот показатель может возрасти и до 100%. Естественно, чем более простую конструкцию вы задумаете, тем дешевле она вам обойдется.

КРТ Москва.