Витражные технологии
Искусство витража очень древнее. Классические технологии изготовления произведений из цветного
стекла мало изменились за всю историю своего существования. Каждая эпоха диктовала лишь
рисунок, оттенки и места применения подобных украшений. Перечислим классические способы
создания витражей и коротко расскажем о новейших технологиях.
Наборные витражи
"Классика". Эта сохранившаяся с древних времен техника долговечна и красива, о чем
свидетельствуют великолепные образцы витражного искусства в средневековых храмах Западной
Европы. Художник делает эскиз, потом рисунок на картоне в натуральную величину, с прорисовкой
размеров и цвета элементов будущего произведения. (Кстати, для классического витража характерен
геометрический рисунок с небольшими по размеру стеклами.) Затем стекла нарезают и вставляют в
свинцовый (иногда латунный) профиль. Вплотную придвинув друг к другу, их спаивают с обеих сторон
витража. При пайке используют оловянные припои и флюсы. Затем изделие по периметру "одевают"
в латунную боковую протяжку и (в большинстве случаев) облуживают. Весь свинцовый профиль
пайки патинируют, и витраж начинает мерцать, как старая бронза (иногда патина бывает черной).
Теперь можно монтировать это стеклянное чудо. Классические наборные витражи подходят для декорирования различных деталей
помещения и способны украсить самый изысканный интерьер.
Ожившее стекло
Витражи в технике "Тиффани" — изысканность линий и цвета
"Тиффани". Для современных мастеров это вторая после "классики" заслуживающая внимания
технология, причем многие практически не делают между ними различий. Создатель технологии Луиc
Комфорт Тиффани разработал ее для производства плафонов ламп из кусочков цветного стекла.
Такие изделия были очень модны в Америке и Европе в конце XIX в., популярны они и до сих пор.
Каждое стеклышко будущего витража оборачивают по периметру лентой самоклеящейся медной
фольги, а затем элементы спаивают. Линии пайки могут иметь разную толщину. Такая техника
идеально подходит для рисунка с тонкой деталировкой, когда мелкие кусочки стекла нужно соединять
по прихотливо изогнутым линиям. Тонкая протяжка делает витраж легким и жестким, поэтому ему
можно придавать объемные формы. Витражи, выполненные в технике "Тиффани", универсальны, но
больше всего подходят для потолочных плафонов.
Стекло бывает разное…
Самое главное в витраже — стекло. Российские, европейские и американские фирмы делают
материал, различающийся по цвету и фактуре. Цветное витражное стекло выпускает
STAR'GLASS (Россия), прокатное (узорчатое, с рельефом, отражающим свет) — МКС (Россия).
Фактурное цветное стекло производят также SPECTRUM, ARMSTRONG (США), чешские,
английские, французские и бельгийские фирмы. Одни витражные мастерские сами изготовляют
стекло для отдельных произведений витражного искусства, другие заказывают его на российских
или зарубежных предприятиях (например, в Гусь-Хрустальном). Оно бывает тонким (2 мм) и
толстым (6-10 мм). Эффектно смотрится ограненное стекло (фацет), которое напоминает
драгоценный камень, вставленный в оправу, а также дутое (гутное), заполненное внутри
воздушными пузырьками, создающими неповторимую игру света. Витражист не только
сочетает в своем произведении разное по цвету и фактуре стекло, но даже использует горный
хрусталь.
Бесшовная технология
Произведения из цветного стекла можно создавать без применения металлической протяжки и без
спайки — это так называемые бесшовные витражи. Фрагменты подобного изделия соединяют клеем,
спекают в печи при высокой температуре… Витражи, выполненные в технике фьюзинга и кастинга,
могут потрескаться от сквозняков и перепадов давления, если не соблюдена технология их
производства.
Травление. Мастер наносит на стекло рельеф с помощью пескоструйной техники, затем расписывает
его силикатными красками и обжигает в печи при температуре более 800°С. Затем будущий витраж
протравливают плавиковой кислотой. Техника травления позволяет добиваться рельефности и нежных переходов цвета, но
в современной практике из-за вредного влияния на здоровье мастеров уже не применяется.
Декорирование методом пескоструйной обработки. Художник с помощью "пескоструйки" наносит на
стекло толщиной не менее 5 мм стилизованный (как правило, растительный) орнамент, иногда в
несколько слоев. Выглядит это как матовый рельеф в толще стекла и напоминает изморозь. Такой
витраж идеально подходит для интерьеров в классическом или минималистском стиле, когда важно
не перегружать пространство активным цветом. Эта техника появилась в начале XX в. и теперь
практически полностью вытеснила свой прообраз — травление.
Фьюзинг. Эта технология тоже не использует металлических перегородок. На рисунок, выполненный
на прозрачном стекле, помещают несколько слоев кусочков, гранул цветного стекла, а также шихты.
Затем эти многослойные "блинчики" выпекают в печи, раскаленной до температуры 850°C. Отсюда и
название — фьюзинг (в переводе с английского fusing означает "спекание").
Кастинг. Технология кастинга похожа на технологию фьюзинга и муранского стекла. Только в данном
случае мастер заливает расплавленное цветное стекло в металлические рельефные формы, которые
придают фрагментам будущего витража не только нужный силуэт, но и объем. Когда формы
вынимают из печи, на стекло, пока оно не застыло, мастер наносит неповторимый рельеф. Эта
технология возникла на итальянском острове Мурано, близ Венеции. Секреты изготовления стекла
там бережно хранят и передают по наследству.
Витражный микс
Многие витражисты, чтобы добиться оригинальных эстетических решений, сочетают в своих
произведениях сразу несколько техник. В классический наборный витраж порой включают
фрагменты, выполненные в технике спекания, или объемные вставки из цветного стекла, запеченного
в рельефных формах (кастинг); пескоструйная технология легко уживается с фьюзингом, а тот, в
свою очередь, — с "Тиффани". Витражных дел мастерам приходится сочетать, казалось бы, несочетаемое. Например, стекло с… кованым железом или бронзой.
Вариации на тему витражей
Ожившее стекло
Витраж на оконном стекле — словно часть пейзажа за окном: круглый год — солнечный май
Современное представление о витражах расширилось: теперь к ним относят не только произведения
из цветных стекол, выполненные по сложной классической технологии (например, "Тиффани"), но и
различные имитации. Однако как мебель из натурального дерева отличается от ламината, так и
настоящий витраж отличается от имитации. Новые технологии не предполагают ни металлической
протяжки, ни спайки, ни высокотемпературной обработки стекла. Достаточно взять в руки кисть и
цветные лаки — и витраж готов. Например, пленочные и лаковые витражи каждый может сделать сам
или заказать в стекольной мастерской. Что касается фотовитражей — полноцветного или двуцветного
изображения, нанесенного на стекло или пластик, — то они уж точно никакого отношения к высокому
искусству не имеют.
В погоне за дешевизной некоторые
останавливают свой выбор именно на таких вариантах. Однако не следует забывать, что мастерские,
производящие лаковые или фотовитражи, предпочитают принимать заказы на тираж, а один-
единственный экземпляр будет стоить очень дорого. Да и смотрятся подобные изделия не слишком
изысканно. Об их особенностях и внешнем виде нужно иметь хотя бы малейшее представление,
чтобы сделать правильный выбор при декорировании своего интерьера.
Витраж-конструктор. В мастерской Дмитрия Богачева (фирма "ДЖАСМИ") витражи делают по
собственной технологии, основанной на методе конструктора. Цветное стекло (витражное или
органическое) толщиной не более 4 мм режут на фрагменты (минимальный размер — 5 × 5 см). Для
соединения элементов компания разработала формы из полистирола. В них вставляют стекло и
скрепляют дихлорэтаном или толуолом. Такой декор наиболее подходит для подступенников, а также
окон, дверей и перегородок.
Пленочный "витраж". На лист стекла помещают самоклеящиеся пленки, имитирующие цветное
стекло, а стыки пленок с обеих сторон закрывают лентой, напоминающей медную или свинцовую
протяжку. Срок службы такого "витража" невелик, а внешний вид, увы, не слишком изыскан.
Подобные изделия применяют для дверей и окон кухонь и детских. Но неоспоримое достоинство этой
имитации заключается в том, что ее легко удалить, когда она надоест.
Лаковый псевдовитраж. На лист стекла эпоксидной смолой с красителем наносят контур рисунка, а в
образовавшиеся ячейки заливают цветные лаковые смеси. Такие изделия делают стекольные
мастерские. Срок жизни подобного "витража" — не более трех лет. И сразу предупредим: для оконных
проемов он не годится — под действием солнечных лучей картинка разрушается прямо на глазах и
"шкуркой" слезает с плоской поверхности.
Витражи производят из очень "активного" материала — стекла. Оно привлекает внимание
цветом, фактурой, "работает" на просвет или же обладает хорошими светоотражающими
свойствами. Такие качества позволяют художнику сделать акцент именно на этом элементе
декоративного убранства интерьера. Витраж притягивает взгляд, заставляет собой
любоваться. Даже архитектурные или строительные недоработки рядом с ним не так
бросаются в глаза.
|